Ученые из калифорнийского университета Беркли использовали детское увлечение ныне взрослых людей для проверки новой теории о том, как человеческий мозг формирует воспоминания. Уже доказано, что для запоминания конкретных образов наш разум выделяет специальные кластеры нейронов. При тестировании эти небольшие участки демонстрируют ярко выраженную активность — причем это свойство, как оказалось, сохраняется на протяжении десятков лет.
Задача формулируется просто – если мозг выделяет часть своих ресурсов для обработки целевой информации, мы должны изучить этот механизм. Но есть проблемы с реализацией, ведь мы понятия не имеем, какой именно фрагмент мозга нужно изучать. В идеале требуется взять молодой, растущий мозг, у которого явно заметны все изменения, после чего обучать его на конкретном примере и отслеживать все изменения. Необходимо повторить то же самое с несколькими десятками особей, чтобы минимизировать влияние персональных особенностей.
Практическое решение задачи предложил аспирант Джесси Гомес, который вспомнил, что в детстве увлекался игрой в покемонов. Тогда не было смартфонов, все играли на простых Game Boy, видели одни и те же картинки персонажей в одном и том же разрешении. То есть, нынешние взрослые лет двадцать назад уже приняли участие в нужном эксперименте, причем добровольно и с энтузиазмом.
Гомес собрал группу добровольцев, куда в равных частях входили знатоки покемонов, совершенно не знакомые с вопросом люди, и те, кто что-то знал или слышал о них. Далее на них надели измерительное оборудование и начали задавать вопросы, связанные с покемонами. Быстро выяснилось, что у старых геймеров есть активная зона, так называемая затылочно-височная бороздка, где и хранятся, несмотря на годы, знания о покемонах. У прочих испытуемых это область мозга не проявляла никакой активности.
Эксперимент подтвердил гипотезу и поставил перед учеными новые задачи – если мы знаем, где в мозге хранятся визуальные воспоминания, то что мы можем сделать с этой информацией?