После масштабного пожара в Соборе Парижской Богоматери всерьез обсуждается идея не реконструировать древнее здание, а перестроить его с использованием современных методов. Это выгодно с точки зрения увеличения долговечности и улучшения функциональных качеств сооружения, усиления той же пожаробезопасности. Но есть масса нюансов, например, как сохранить уникальную акустику собора, которая зависит от комбинации архитектуры и уже не существующих ныне строительных материалов?
От прочих зданий старинные соборы отличаются, в первую очередь, огромным уровнем реверберации, во вторую – запредельно сложной внутренней геометрией пространства. Например, у Нотр-Дам реверберация на средних частотах достигает 6 секунд, из-за чего нормальная человеческая речь или игра на обычных музыкальных инструментах порождает какофонию из громких и затухающих нот. В противоположность, эта же схема практически идеальна для григорианских песнопений и органной музыки – того, для чего и создавался собор.
Ученым и инженерам невероятно повезло — всего за два года до пожара была создана полная акустическая модель Нотр-Дам.Это был прорыв, выдающийся труд ученых Эндрю Талон и Брайна Каца, а также множества специалистов из Университета Сорбонны в Париже. Собор Нотр-Дам стал своего рода полигоном для тестирования методики измерения акустического профиля, благодаря сложности своей архитектуры он позволил ученым дотошно изучить множество нюансов в этой области.
Как следствие, сейчас в распоряжении Каца и его коллег есть детализированная акустическая модель собора и программы для ее воспроизведения. Она уже используется при реализации проекта «Ghost Orchestra», который позволяет проводить виртуальные концерты, слушать любую музыку, как бы находясь внутри собора и даже перемещаясь по нему. А если инженеры все же решат перестроить Нотр-Дам с применением каких-нибудь инновационных полимеров, ученые помогут им подобрать материалы с такими свойствами, которые будут соответствовать модели и звучанию древнего собора.